Уважаемые коллеги.
В журнале "Внутренний контроль в кредитной организации" № 3 (47) за 2020 вышла статья Елены Розановой «Управление операционными рисками: что придется перестроить из-за регуляторной трансформации».
В статье рассматриваются регуляторные новации в области управления операционным риском, связанные со стандартом Basel III: Finalising post-crisis reforms (December 2017), вопросы и проблемы, возникающие при адаптации систем управления рисками к новым требованиям, и возможности их решения. Выиграют ли малые и средние банки от изменений в расчете размера операционного риска? Что будет проверять регулятор и как новые требования скажутся на капитале банков? С чего начать проект по изменению системы управления операционным риском (СУОР)?
Давно ожидаемый профессиональным сообществом документ — Положение Банка России от 08.04.2020 № 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе» (далее — Положение № 716-П, система управления операционным риском — СУОР) — наконец принят и вступает в силу с 1 октября 2020 г. Жесткие требования, заложенные в первом варианте проекта, в последующих версиях получили свое развитие, были детализированы и уточнены (объем документа в результате вырос на 40%), а «пропорциональность» регулирования в зависимости от размера банка скорее касается его возможностей, но не обязанностей.
В Указание Банка России от 15.04.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы» (далее — Указание № 3624-У) внесены изменения в части операционных рисков. Еще один документ, связанный с нормативами, существует в виде проекта. Комплексный пересмотр принципов и подходов к управлению нефинансовыми рисками, выстраивание единых правил и ликвидация несоответствий в законодательной базе в будущем могут затронуть и другие нормативные документы.